ГБУЗ «Бичурская ЦРБ»

Государственное бюджетное
учреждение здравоохранения
«Бичурская центральная районная больница»
+ 7 (30133) 4-12-24
Горячая линия:
+7 (30133) 41-2-09
Регистратура:
41 -524 и 41-209
Адрес: 671360, Республика Бурятия,
с. Бичура, ул. Советская, 38
e-mail: bichurskaya_bolnica@mail.ru

Пищевая цепочка или фатальный круг?

Как только речь заходит о личной ответственности за свое здоровье, простого обывателя в чем только не упрекают. В лености и пофигизме, чревоугодии и пагубных пристрастиях, в нежелании меняться, лечиться, избавляться…

В России четыре беды

Будем честны, в большинстве случаев упреки справедливы. Но не все так просто, и обвинения «в одни ворота» имеют почему-то слабоватый эффект. Нет мотивации, говорят нам. А вот здесь давайте разберемся, для начала, на понятийном уровне. Мотивация — это ведь не просто желание человека сделать что-то для своего здоровья. Это еще и возможности, и условия для реализации, тот самый плодородный слой, на котором должно произрасти и созреть это желание. Создание этого гумуса и есть ответственность общества.

В качестве примера возьмем самый распространенный фактор риска — нерациональное питание. По результатам диспансеризации прошлого года неприемлемой диетой и вредными привычками питания страдает 23,5% населения Бурятии. Если оценивать ситуацию вне рамок диспансеризации эта цифра окажется в разы больше.

Если очень коротко, с питанием в России четыре беды: избыток жирной пищи, перебор с солью и сахаром, недостаток растительной клетчатки. Казалось бы, все просто, но решить проблему на индивидуальном уровне катастрофически сложно без соответствующей общественной среды.

Агрессивный маркетинг

Взять, к примеру, среду информационную. Маркетинг неполезных продуктов питания принимает все более агрессивный характер. Из рекламных блоков ТВ-передач, с цветных обложек местных газет на бедного обывателя призывно смотрят жирными глазками лоснящиеся колбасы, искушают формами сардельки, передают запах через экран копчености, и все это богатство не оставляет обывателю выбора, подписывая с ним пакт о безоговорочной капитуляции.

Человек погружен в нездоровую информационную среду! Реклама майонеза, куриных окорочков, сладких газированных напитков и иже с ними не должна размещаться в привязке к новостным блокам, в прайм-тайм, на обложках газет и на цветной вкладке с программой передач. Необходимо на региональном уровне включать механизмы, в том числе законодательные, по ограничению подобного информационного воздействия (время и место размещения, ценовая политика на минуту рекламного времени / печатной площади).

Этикетка этикетке рознь

Маркетинг в магазинах еще коварнее. Шоколадные батончики и торты, сладкая газировка и чипсы, полуфабрикаты и консервы разного свойства… Угадайте, что их роднит? Правильно, этикетка. Но рассмотреть на ней состав самого продукта и вспомогательных ингредиентов практически невозможно.

Согласно критериям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) к категории здоровых может быть отнесен продукт, в 100 г которого содержится не более 20 г животных жиров, 12 г сахара, 1,2 г соли. Если купить обычный 100-граммовый шоколадный батончик и посмотреть, а вернее, попытаться рассмотреть этикетку, то их содержание в 2,0 — 2,5 раза (!) превышает нормы, рекомендованные ВОЗ и принятые во всех европейских странах!

И сколько не говори пациенту обо всех этих критериях-калориях, разграничить продукты на вредные и полезные он просто физически не сможет.

В отношении детей и особенно подростков ситуация еще более тревожная. Питание маленьких детей все-таки находится под контролем родителей, а вот подростки, имеющие карманные деньги и определенную свободу выбора, делают этот выбор не в пользу здоровья.

По маркетинговым исследованиям НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ 60% продуктов питания, рекламируемых на ТВ-каналах, популярных у детей и подростков, не разрешены для маркетинга детям по критериям ВОЗ. В исследование попали каналы ТНТ, СТС, Пятница, Карусель, Disney. Причем в 10% рекламы таких продуктов используется посыл укрепления здоровья.

К слову сказать, вопрос нерационального питания не так безобиден, как может показаться. Он запускает целую цепочку событий, напрямую связанную с основным показателем демографии — смертностью. Выглядит цепочка примерно так: нерациональное питание — избыточный вес — повышенный холестерин — артериальная гипертония — сахарный диабет 2 типа — раннее старение сосудов — сосудистая катастрофа (инсульт или инфаркт) — и… вот и замкнулся фатальный круг.

Человеку, попавшему в этот круг, выбраться самостоятельно, как из крутой воронки, крайне сложно. Порочный круг можно разомкнуть усилием воли, общественной, государственной, законодательной воли.

Слева — европейская этикетка, справа вверху — наша в реальности, справа внизу — как это может быть.

Ольга Мадасова

Республиканский центр медицинской профилактики МЗ РБ

Печать Электронная почта

 

tzar vopros
tzar priem
Внимание!  Возможны противопоказания.
Необходима консультация специалиста!